Календарь памятных дат

 

25 января исполняется 190 лет со дня рождения известного русского художника, пейзажиста, живописца, гравера и академика – Ивана Ивановича Шишкина.

Родился Иван в городе Елабуга в 1832 году в купеческой семье. Первое образование художник получил в казанской гимназии. Проучившись там четыре года, Шишкин поступил в одно из московских училищ живописи. После окончания этого училища в 1856 году, образование продолжил в Академии Художеств Петербурга. В стенах данного заведения Шишкин получал знания до 1865 года. Кроме академического рисунка художник также оттачивал свое мастерство за пределами Академии, в различных живописных местах пригорода Санкт-Петербурга. Сейчас картины Ивана Шишкина ценятся как никогда высоко. В 1860 году Шишкин получил важную награду – золотую медаль Академии. Художник направляется в Мюнхен. Потом – в Цюрих. Всюду занимается в мастерских самых известных художников того времени. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» он вскоре получил звание академика. В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник. Сосновый бор». Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Шишкин был членом кружка аквафортистов. В 1873 году художник получил звание профессора в Академии Художеств, а после какое-то время был руководителем учебной мастерской.

Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).

В 1870-е гг. Иван Шишкин входил в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея). Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник Иван Шишкин фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Иван Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)]. особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Ивана Ивановича — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя…» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Художнику Ивану Шишкину одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.

ИИ Шишкин

 

Николай Алексеевич Некрасов — русский поэт — демократ, автор блистательных образцов гражданской лирики, сделавший поэзию «народной лирой» и орудием в борьбе за права угнетенного народа.

Поэт родился 10 декабря 1821 года в Подольской губернии (ныне — территория Украины). У поэта было 12 братьев и сестер, большинство из которых умерли в раннем возрасте. В 1831 году Николая Некрасова отправляют учиться в гимназию в Ярославль. Мальчик был способным, но отношения с коллективом умудрялся испортить — был резок, остер на язык, сочинял про одноклассников ироничные стихи. После 5 класса обучение прекратил (есть мнение, что отец перестал оплачивать обучение, не усмотрев для не слишком прилежного сына необходимости в образовании).

1837 год — 16-летний Некрасов начинает самостоятельную жизнь в Петербурге. Против воли отца, видевшего в нем скромного чиновника, Николай пытается поступить в университет на филологический факультет. Экзамены не сдал, но с упорством 3 года штурмовал факультет, посещая занятия вольнослушателем. В это время отец отказался поддерживать его финансово, поэтому жить приходилось в страшной нищете, порой с ночевками в приютах для бездомных, в постоянном голоде.

Первые деньги удалось заработать на должности гувернера — Некрасов служит учителем в зажиточной семье, параллельно сочиняя сказки и редактируя азбуки для детских изданий.

1840 год — Некрасов зарабатывает как драматург и критик. Петербургский театр ставит несколько его пьес, а «Литературная газета» издает несколько статей. Накопив денег, Некрасов в этом же году издает за свой счет сборник стихотворений «Мечты и звуки», который попал под такой шквал критики, что поэт выкупил почти весь тираж и сжег его.

В 1840 году Некрасов знакомится с В. Белинским (который незадолго до этого беспощадно раскритиковал его первые стихи) и начинает плодотворное сотрудничество с журналом «Отечественные записки».

1846 год. Улучшившееся финансовое положение позволило Некрасову самому стать издателем, он уходит их «Записок» и покупает журнал «Современник», в котором начинают печататься молодые и талантливые литераторы и критики, покинувшие «Записки» вслед за Некрасовым. Царская цензура пристально следит за наполнением журнала, набравшего высокую популярность, поэтому в 1866 году его закрывают.

Некрасов выкупает журнал «Отечественные записки», в котором прежде трудился, и намерен довести его до того же уровня популярности, до которого ему удалось довести «Современник». С этого времени он более активно публикуется сам. Выходят поэмы: «Саша» (1855 г.), «Кому на Руси жить хорошо» (1860 – 1877гг.), «Коробейники» (1861), «Мороз, красный нос» (1863г.),«Русские женщины» (1871-71 гг.) Стихотворения:«Железная дорога»,«Рыцарь на час»,«Несжатая полоса»,«Пророк»,циклы стихов о крестьянских детях, циклы стихов о городских нищих,

В творческом наследии Николая Некрасова, прослеживается линия трудной крестьянской жизни, страданий русского люда. Язык писателя очень богат, хотя часто можно встретить простые разговорные выражения, что указывает опять же на богатство русской речи, которая шла от народа. Он один из первых, кто в стихотворной форме сочетал разные жанры, такие как: сатира, лирика, элегические нотки, внес бесценный вклад в русскую поэзию и литературу.

 

 

 

«Ломоносов был великий человек. Он создал первый
университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим
университетом».

Александр Пушкин

19 ноября 1711 года родился первый крупный русский учёный-естествоиспытатель
Михаил Васильевич Ломоносов
Скрыв свое крестьянское происхождение, Михаил Ломоносов получил
образование в лучших университетах XVIII века. Он изучал самые разные науки и сделал
множество открытий, писал ученые труды и преподавал в академиях. Ломоносов стал
автором многих изобретений и разработал план создания первого в России университета.
По его инициативе появился Московский университет, в котором могли учиться
представители всех сословий.
Михаил Ломоносов родился в деревне Мишанинской Архангелогородской
губернии. Отец владел небольшим судном, на котором перевозил государственные
и частные грузы, рыбачил и охотился. С детства Ломоносов помогал отцу и быстро всему
учился — он должен был продолжить семейное дело.
Грамоту мальчик начал изучать поздно, в 12 лет. Учеба давалась Ломоносову легко,
и вскоре он стал одним из лучших чтецов в местной церкви.
Юный Ломоносов понимал, что «для приобретения большого знания и учености
требуется знать язык латинский», которому можно научиться в Москве, Киеве или
Петербурге. В декабре 1730 года Михаил Ломоносов сбежал из дома и отправился
вместе с рыбным обозом в Москву. Добрался через три недели и поступил в Славяно-
греко-латинскую академию. Учился прилежно, поэтому уже через полгода его перевели
из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий.
Занятия в московской академии дали Ломоносову гуманитарное образование.
Чтобы изучить естественные науки, он отправился в Киево-Могилянскую академию. Но,
пробыв там всего несколько месяцев, молодой ученый вернулся в Москву. Отсюда
Ломоносова направили в университет при Академии наук в Петербурге, где он и занялся
естественными и техническими науками.
В 1736 году в числе лучших студентов Михаил Ломоносов отправился
в Германию — изучать физику, химию, металлургию, горное дело. Кроме естественных
наук, он занимался иностранными языками, танцами, рисованием, литературой
и фехтованием. За границей Ломоносов проучился пять лет: здесь он создал несколько
научных работ, перевел сочинения иностранных академиков, написал
первые стихотворения на русском языке.
В 1740 году ученый решил вернуться в Россию, но по дороге его схватили
и завербовали в прусскую армию. Прослужив несколько недель, Ломоносов
дезертировал. Возвратиться на родину ему удалось лишь через год.
В Петербурге ученый написал две диссертации. За научные труды он получил
должность адъюнкта Физического класса Санкт-Петербургской Академии наук: теперь
Ломоносов мог участвовать в работе Академического собрания и самостоятельно
заниматься наукой. К 34 годам ученый написал четыре новые диссертации и решил
просить о том, чтобы его назначили профессором Академии. Собрание академиков
одобрило труды ученого, и он получил звание профессора химии. Ломоносов стал
преподавать в университете, печатать научные трактаты на латинском языке, читать
публичные лекции по физике. Параллельно он занимался литературным творчеством —

писал стихи о государственных событиях. Вскоре финансовое положение ученого
улучшилось, он получил дом, а чуть позже на казенные деньги во дворе этого дома
возвели первую в России химическую лабораторию.
В 1748 году Михаил Ломоносов начал редактировать переводы книг, которые
печатались при Академии наук, и переводы заметок в газете «Санкт-Петербургские
ведомости». Ученый уделял внимание не только распространению зарубежных трудов,
но и развитию отечественной науки. Он создал «Риторику», которая стала первым
учебным пособием мировой литературы на русском языке. В это же время Ломоносов
выступил с «Похвальным словом императрице Елизавете Петровне», за которое получил
чин коллежского советника.
В 1751 году в своей химической лаборатории Ломоносов разработал технологию
изготовления цветных прозрачных и непрозрачных стекол для бусин, бисера и мозаичных
картин. Через два года он начал строить фабрику для производства цветного стекла.
Научную деятельность Михаил Ломоносов совмещал с общественной.
Он разработал план по созданию университета в Москве, и в 1755 году императрица
Елизавета Петровна подписала соответствующий указ о его учреждении. Так начала свое
становление система высшего образования в России. Михаил Ломоносов заложил
ее основы: доступность, автономность, фундаментальность, междисциплинарность, связь
университета со средней школой.
К началу 1760-х годов ученый управлял Историческим собранием, Географическим
департаментом, гимназией и университетом при Академии наук.
С восшествием на престол Екатерины II положение Михаила Ломоносова
пошатнулось: он был слишком предан умершей Елизавете Петровне. Однако позже новая
императрица оценила его научные труды и пожаловала Ломоносову чин статского
советника.
Михаил Ломоносов умер в 1765 году. Похоронили ученого на Лазаревском
кладбище Александро-Невского монастыря.

Михаил Васильевич Ломоносов Гений земли
Российской

 

 

11 ноября 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения русского
писателя, мыслителя, философа и публициста Федора Михайловича
Достоевского.
По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых
цитируемых и переводимых русских авторов в мире. Его художественное
наследие анализируется литературоведами, изучается современными
школьниками и студентами, по произведениям писателя ставят спектакли,
снимают кинофильмы. В то же время, ни об одном из классиков литературы
не высказано столько противоречивых суждений. Интерес к писателю не
иссякает многие годы – как в России, так и за рубежом: более полувека – с
начала 70-х годов 20-го столетия – действует Международное общество
Достоевского, объединяющее исследователей жизни и творческого наследия
знаменитого писателя. Такое пристальное внимание к русскому автору
объясняется его мощным влиянием не только на течение мирового
литературного процесса, но и на развитие философской мысли в целом.
Анализируя с необыкновенной глубиной и силой психологическое состояние
героев своих романов, их поступки в самые трагические моменты жизни,
Достоевский обозначил главные нравственные проблемы общества, от
решения которых зависит дальнейшая судьба человечества.
Наиболее выдающимися произведениями, в которых нашли глубокое
отражение нравственные, философские и социальные взгляды писателя,
считаются его поздние романы «великого пятикнижия» – «Преступление и
наказание» (1866), «Идиот» (1866), «Бесы» (1872), «Подросток» (1875),
«Братья Карамазовы» (1880). В них предметом познания автора становится
внутренний мир героев, путь к Богу, постижение истины. Полные
психологизма и драматизма, романы потрясают силой и основательностью
проникновения их создателя в потаенные уголки человеческой души и
подсознания. Что составляет зерно мировоззрения Достоевского, почему
ответы на вопросы, мучающие российское общество сегодня, можно найти в
произведениях писателя? Что такое «актуальность Достоевского»?
«Жестокий талант», «икона самопознания», «великий провидец» – какими
только эпитетами не награждали Федора Михайловича. Чтобы постичь
Достоевского, может порой не хватить целой жизни, ибо познать придется в
первую очередь самого себя. «Должен был явиться человек, который
воплотил бы в своей душе память о всех этих муках людских и отразил эту
страшную память, – этот человек Достоевский» (В. Д. Бонч-Бруевич).
Интересные факты из жизни Ф. М. Достоевского:
 Достоевский имел дворянское происхождение, но он об этом не
знал. Этот факт обнаружился, когда составлять генеалогическое древо
писателя начала его жена уже после его смерти.

 В романе «Бесы» Достоевский описал революционеров из кружка
Петрашевского. За эту неприглядную правду его очень не любил В. И.
Ленин.

 За участие в кружке М. В. Петрашевского, переписку с опальным
В. Белинским и публичные зачитывания его писем Достоевский в 1849 году

был приговорен к смертной казни, но в итоге приговор был заменен на
каторжные работы. На каторге писатель провел более 4-х лет.

 В «Преступлении и наказании» Достоевский описывал реально
существующие в Петербурге места. Вдохновение он находил, гуляя по
городу.

 Все свои самые известные романы он написал в течение

последнего десятка лет жизни.

 Знаменитый роман «Игрок» был написан ровно за три недели.
 «Братья Карамазовы» должны были стать лишь первой частью
эпического романа «История великого грешника», но Достоевский умер
спустя два месяца после публикации.

 Некоторые произведения писателя были запрещены царской

цензурой, как противоречащие духу Церкви.

 Сам Достоевский своим любимым произведением считал роман

«Идиот».

 Потомки Федора Михайловича проживают в Петербурге и в

наши дни.

7 ноября исполняется 130 лет со дня рождения Дмитрия Андреевича Фурманова  — советского писателя-прозаика, революционера, военного и политического деятеля.

Имя этого писателя тесно связано с городом Бузулуком.

В дни своей юности Фурманов учился в Кинешемском реальном училище. И хотя он прожил в Кинешме всего около трёх лет (1909-1912), они были важными для формирования его мировоззрения и становления характера. Именно в реальном училище Дмитрий Фурманов окончательно решил посвятить свою жизнь литературе. После его окончания в августе 1912 года он поступает в Московский университет на филологический факультет, который окончил в 1915 году, но госэкзаменов сдать не успел. Принял участие в Первой Мировой войне в качестве брата милосердия РОКК, в чине прапорщика. В санитарном поезде познакомился с сестрой милосердия Анной Стешенко (дочерью видного организатора здравоохранения Ю. А. Менделевой) и женился на ней.

Весной 1917 г. примкнул к эсерам-максималистам, затем перешёл к анархистам. Выдвинулся во время корниловского выступления (август 1917 года), когда стал секретарём Штаба революционных организаций Иваново-Вознесенска. С сентября заместитель председателя местного Совета, поддержал октябрьский переворот, причём приказал арестовать бастовавших почтово-телеграфных служащих. Летом 1918 года вступил в РКП(б). Во главе красногвардейского отряда принимал участие в подавлении Ярославского восстания. В это время сближается с М. В. Фрунзе, бывшим тогда в Иваново-Вознесенске председателем губкома РКП(б) и военным комиссаром Иваново-Вознесенской губернии. Осенью 1918 г. становится секретарём Иваново-Вознесенского окружкома РКП(б). Одновременно, по поручению Фрунзе, ставшего уже комиссаром Ярославского военного округа, руководит пропагандой среди военных частей округа. В начале 1919 г., когда Фрунзе был назначен командующим 4-й армией Восточного фронта, также отправляется в качестве политработника на Восточный фронт.

С 25 марта назначен комиссаром 25-й стрелковой дивизии, которой командовал В. И. Чапаев. В район Бузулука перебрасывались части 31-й стрелковой дивизии, входившие в состав  Туркестанской армии. 4 апреля 1919 года, по другим источникам 7 апреля, начдив 25-й В.И. Чапаев и комиссар Д. А. Фурманов прибыли в Бузулук. 13 апреля по телеграфу передали приказ М. В. Фрунзе командарму Г. Ю. Гаю: «Все поступающие в Бузулук части временно будут подчиняться начдиву 25-ой товарищу Чапаеву, который находится в Бузулуке. Исполняйте мои указания. Командующий Южной группой войск Фрунзе». Одновременно Чапаев принял командование гарнизоном Бузулука. В Бузулуке Фурманов проживал по адресу улица Базарная (Чапаева), № 28. Позднее, Д. А. Фурманов отразит время пребывания в Бузулуке и Бузулукском уезде в своем романе «Чапаев».

В июне 1921 г. приезжает в Москву, работает в литературно-издательском отделе Политуправления РевВоенСовета, членом Высшего военно-редакционного совета; с ноября заведует редакцией журнала «Военная наука и революция» и одновременно завершает филологическое образование в Московском университете (окончил в 1924 году). С сентября 1923 г. в Госиздате — политредактор, затем редактор отдела современной художественной литературы. В 1924-1925 годах секретарь Московской ассоциации пролетарских писателей (МАПП).

В 1926 г. умер от менингита, похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

 

Фурманов Д.А.

Фурманов Д.А., И.В. Чапаев и Петр Иваев (Петька)

Дом, где в апреле 1919 г. жил Д.А. Фурманов – комиссар 25-ой   Чапаевской дивизии, писатель.

 

 фильм «Чапаев» 

 

4 ноября в России отмечается День народного единства.

Праздник был учрежден Федеральным Законом «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным. Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке.

Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.

С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году.

Таким образом, День народного единства по сути совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции. В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.

История дня российского единства

Он создал великого комбинатора…

Илья Арнольдович Ильф (настоящее имя — Иехиел-Лейб Фа́йнзильберг) родился в Одессе. Был третьим из четырех сыновей в семье банковского служащего. После окончания технической школы (1913) несколько раз менял место работы и профессию, работал в чертёжном бюро, на телефонной станции, на военном заводе. После Октябрьской революции Одесса находилась под властью Деникина, работы не было и Илья Ильф устраивается в газету сначала бухгалтером, а затем пробует себя в журналистике.

В 1923 году Илья Ильф переезжает в Москву, где работает в газете «Гудок», а также печатает свои очерки и фельетоны в других изданиях. В этот период проявляется тяга Ильфа к сатире. В 1925 году происходит знакомство Ильи Ильфа и Евгения Петрова, положившее начало их сотрудничеству. Первой значительной совместной работой стал роман «Двенадцать стульев» (1928), принесший Ильфу и Петрову известность. Несмотря на читательский успех, советская критика приняла роман довольно прохладно. Еще до выхода в печать соавторам пришлось значительно сократить роман из-за цензуры, правки продолжались и после выхода книги в свет, в итоге она сократилась почти на треть. В 1931 году вышло продолжение «Двенадцати стульев» — роман «Золотой теленок», также завоевавший большую популярность. Все это время Ильф продолжает работать как журналист, пишет в основном фельетоны, большей частью в соавторстве с Евгением Петровым. Также в соавторстве ими написан ряд киносценариев. В 1935-36 годах Ильф и Петров совершают поездку по США, результатом становится книга «Одноэтажная Америка». Во время путешествия у Ильи Ильфа обостряется туберкулез, которым он был болен еще со времен тяжелой, полуголодной Одесской юности, и в 1937 году писатель скончался.